Итак, поход по Охте летом 98 года.
В этот поход со мной впервые пошла моя троюродная сестра Ольга, которая хотела пойти еще на майские праздники, но тогда я ее отговорил - все таки летом теплее. А то с непривычки могло показаться холодно, и как следствие - походы могли не понравиться вообще. А так все прошло благополучно, несмотря на довольно поганую погоду. Помимо нас двоих, ходило еще пять человек верующих (Муханов в том числе), и наш с Ильей общий знакомый Володя Бочаров. Из судов у нас были катамаран-4 (с очень нетривиальным названием, но вот собрали мы его неправильно...), "Таймень-2", и моя КНБ "Свирь-2", для которой это был первый поход.
Доехали мы на поезде до станции Сосновец, было это вечером 23 июля. И сразу узнали что такое рынок, монополия, конкуренция и демпинг на практике. Не успели мы выгрузиться (а мы были единственными - что даже странно), как стоящий на станции грузовик "Урал" предложил свои услуги. За 800 рупий он был согласен довезти нас до места старта. Мы однако планировали истратить на это дело не больше 600, но пользуясь своей монополией, "уралец" не опускал цену ниже 700. Мы уже было согласились, как на всех парах к станции подлетел "газон52", и его владельцы предложили довезти нас за 400. Пока верующий народ сомневался (вроде как обещали поехать за 700 - а тут такое...) "уралец" скинул цену до "600", однако "газонец" уже был согласен довезти нас за "300". Эта конкурентная борьба довольно быстро перестала быть здоровой и свелась к легкому мордобою участников конкурса. В итоге "уралец" остался ни с чем (судя по разборкам - у конкурентов было соглашение о разделе времени и поездов, которое "уралец" нарушил сутками ранее, и поэтому сегодня его "проучали"), а мы поехали на "газоне" за 250 рублей и бутылку 40% раствора С2Н5ОН. Пока ехали - чуть не задавили нескольких зайцев, Володька даже останавливал машину и бегал за одним из них с целью поймать. А сама дорога очень напомнила мне игру "RAC Superrally" - я даже не ожидал, что может быть так похоже! Небо было ясным, над дорогой нависали деревья, с которых капали капли от недавно прошедшего дождя... Пару раз сделав попытку сломаться на полпути, "газон" часа в 3 ночи выбросил нас на так называемом "Финляндском вокзале" - на берегу Кевятозера. Спешно перекусив мы завалились спать. На следующий день оказалось, что место, где мы стояли не очень приятственно (а это был склон холма на юго-восточном берегу озера) - до воды довольно далеко, подход сильно заболочен, а комаров, мошки и слепней было немерено (ее вообще было много в этот поход). Проснувшись с утра, мы начали рубить катамаран (то есть раму для него). Погода в этот день случилась сильно переменная - то холодный дождь ливневого типа, то ясно и тепло, то опять моросить начинало. И толпа комаров и гнуса под руководством слепней! |
|
Уже ближе к вечеру, когда погода разгулялась, мы собрали суда, стащили их к берегу, погрузились на них и отплыли. Я несколько перегрузил нос лодки вещами, но когда сестрица (весьма солидная мадам, как читатель сего может видеть на фотографиях) села на свое место, стало ясно, что эта ошибка почти роковая - лодка была практически неуправляема сзади. В дальнейшем я это учел, и наиболее тяжелые вещи стал класть в корму. Часам к одиннадцати вечера мы доплыли до одноименной озеру деревни. Рыболов Саша Богданов, сидевший на "Таймене" долго ходил по берегу, кажется он спрашивал у местных жителей червей... Катамаранщики устали ждать и, наказав нам ждать "Таймень", уплыли вперед. Когда Сашка вернулся, выяснилось, что катамаранщики уплыли вместе со всеми картами (их было у нас три копии). То, что было разрушенным мостом (и куда нам надо было идти) мы пропустили, не увидев прохода под ним, и час с лишним проплутали по озеру. В конце концов мы догадались вернуться к мосту, увидели проход под ним - и наконец-то вошли в реку. |
Тем не менее наших катамаранщиков заметно не было, и на наши крики никто не отзывался. И вот однажды, выйдя на одно из открытых мест, на мой крик "МУ-ХА-НОВ!!!" эхо ответило "ВА-ШУ МАТЬ, ГДЕ ВАС НО-СИТ!!!". Это были наши катамаранщики, Подгребя к берегу, мы первым дело наорали друг на друга ("Где Вас черти носят?!" - "Куда Вы удрали оставив нас без карт?!"), затем перекусили, погрелись у костра и двинулись дальше. Было уже часов семь утра 25 июля, когда мы вошли в Куккумозеро, на берегу которого и устроили стоянку. |
|
Комаров и мошки было немеряно, дождь не прекращался, так что пришлось спешно заклеиваться в таких условиях. Заклеившись, двинулись дальше, и пройдя еще пару порожков, в одном из которых опять слегка коснулись камня, вышли в Муеозеро. Тут снова обнаружилось что лодка наполняется водой. Пять минут упорной гребли - и мы оказались на маленьком островке, на полпути до острова Троица, куда мы собственно говоря и хотели зайти. Островок оказался замечательным, так как он продувался ветром и на нем не было мошкары. К тому же погода сжалилась над нами и выглянуло солнце, стало тепло, мы устроили обед, и даже покупались. |
28 июля. Погода опять испортилась, с неба льет непереставая. Прошли вообще совсем чуть-чуть, опять не здоровилось кому-то. Да и я кажется простыл слегка. Но как только встали - погода улучшилась. Опять была дневка, основным развлечением религиозных товарищей на ней являлось чтение пьес по ролям и пение голосовых песен. |
|
На следующий день стартуем дальше. Погода подчиняется установленному закону, то есть льет дождь. После выхода из Вороньего озера начинается порожистый участок реки, продолжающийся до самого впадения в Кемь. Практически сразу за плотиной на выходе из Вороньего озера расположен Олений порог. На нем я кильнулся! Наехав правым бортом на камень в самом начале порога, при попытке сняться с него лодка перевернулась на 180 градусов по часовой стрелке. Дальнейшее прохождение порога совершалось самосплавом. Никаких вещей вроде не потерялось.
Перевернув лодку обратно, двинулись дальше - в этот день надо было дойти до Кивиристи. Ведь было уже 2 августа, и Бочаров торопился в Москву, собираясь уйти с Кивиристи. |
Еще через несколько порогов мы подошли к очередному порогу, который начинался поворотом налево градусов на 90. Перед ним на берегу стояли собратья-туристы. Сначала в него вошел кат, а затем и обе байдарки. Успешно пройдя это препятствие, не вылезая из лодок мы поговорили с людьми на берегу:
- А что это был за порог?
- Хемег!
- ???!!! А до Кивиристи далеко?
- Метров 100. Вы его осматривать-то будете?
Когда мы вылезли на берег, нам сказали следующее: "Стоим мы тут на берегу, раз в полчаса кто-нибудь хочет пройти Хемег, долго его осматривают, затем идут... Половина киляется... А тут вечером вылетает кат и сразу за ним две байдарки - и спрашивают "А что это было?""...
|
Катамаранщики еще вечером прошли первую ступень Кивиристи, подогнав кат поближе к месту стоянки. Поговорив со стоящими же здесь собратьями по разуму, было решено вторую ступень не проходить. В этот год по причине большой воды она была практически непроходима. При нас ее не проходил никто. |
Часа в два дня снялись с Кивиристи и двинулись дальше. Пороги до Печкопорога совершенно не запомнились. Другие группы Печкопорог при нас проходили по левой мелководной протоке (еще раз замечу - в наш год воды было очень много, и левая протока была проходима). Мы же все успешно прошли его по основному сливу. | |
Часов в полшестого причаливаем, разгружаемся, упаковываемся в рюкзаки, разбираем кат, маненько сушим его, и тоже упаковываем. Я извалял уже сломанный фотоаппарат в грязи - починили его только через год. Муханов на "Свири" отправляется назад, на Охтапорог.
В 7.20 утра 4 августа грузимся в автобус до Кеми.
В 7.55 часов автобус в Кеми. В 8.05 покупаем билеты на поезд, который уже стоит под парами.
В 8.20 - поезд трогается... Домой!!!
А Муха с единоверцами после этого еще прошли Охтапорог пару раз, один раз кильнулись. Затем они съездили на Соловки, посмотрели на тамошние достопримечательности и покатались по озерам.