Итак, поход по Охте летом 98 года.

В этот поход со мной впервые пошла моя троюродная сестра Ольга, которая хотела пойти еще на майские праздники, но тогда я ее отговорил - все таки летом теплее. А то с непривычки могло показаться холодно, и как следствие - походы могли не понравиться вообще. А так все прошло благополучно, несмотря на довольно поганую погоду. Помимо нас двоих, ходило еще пять человек верующих (Муханов в том числе), и наш с Ильей общий знакомый Володя Бочаров. Из судов у нас были катамаран-4 (с очень нетривиальным названием, но вот собрали мы его неправильно...), "Таймень-2", и моя КНБ "Свирь-2", для которой это был первый поход.

Сбор ''тампонов'' у ''Финляндского вокзала'' на Кевятозере Доехали мы на поезде до станции Сосновец, было это вечером 23 июля. И сразу узнали что такое рынок, монополия, конкуренция и демпинг на практике. Не успели мы выгрузиться (а мы были единственными - что даже странно), как стоящий на станции грузовик "Урал" предложил свои услуги. За 800 рупий он был согласен довезти нас до места старта. Мы однако планировали истратить на это дело не больше 600, но пользуясь своей монополией, "уралец" не опускал цену ниже 700. Мы уже было согласились, как на всех парах к станции подлетел "газон52", и его владельцы предложили довезти нас за 400. Пока верующий народ сомневался (вроде как обещали поехать за 700 - а тут такое...) "уралец" скинул цену до "600", однако "газонец" уже был согласен довезти нас за "300". Эта конкурентная борьба довольно быстро перестала быть здоровой и свелась к легкому мордобою участников конкурса. В итоге "уралец" остался ни с чем (судя по разборкам - у конкурентов было соглашение о разделе времени и поездов, которое "уралец" нарушил сутками ранее, и поэтому сегодня его "проучали"), а мы поехали на "газоне" за 250 рублей и бутылку 40% раствора С2Н5ОН.
Пока ехали - чуть не задавили нескольких зайцев, Володька даже останавливал машину и бегал за одним из них с целью поймать. А сама дорога очень напомнила мне игру "RAC Superrally" - я даже не ожидал, что может быть так похоже! Небо было ясным, над дорогой нависали деревья, с которых капали капли от недавно прошедшего дождя...
Пару раз сделав попытку сломаться на полпути, "газон" часа в 3 ночи выбросил нас на так называемом "Финляндском вокзале" - на берегу Кевятозера. Спешно перекусив мы завалились спать. На следующий день оказалось, что место, где мы стояли не очень приятственно (а это был склон холма на юго-восточном берегу озера) - до воды довольно далеко, подход сильно заболочен, а комаров, мошки и слепней было немерено (ее вообще было много в этот поход). Проснувшись с утра, мы начали рубить катамаран (то есть раму для него). Погода в этот день случилась сильно переменная - то холодный дождь ливневого типа, то ясно и тепло, то опять моросить начинало. И толпа комаров и гнуса под руководством слепней!

Закат на Кевятозере
Куккумозеро. Трое неверующих на фоне иконы
На берегу Муеозера

Уже ближе к вечеру, когда погода разгулялась, мы собрали суда, стащили их к берегу, погрузились на них и отплыли. Я несколько перегрузил нос лодки вещами, но когда сестрица (весьма солидная мадам, как читатель сего может видеть на фотографиях) села на свое место, стало ясно, что эта ошибка почти роковая - лодка была практически неуправляема сзади. В дальнейшем я это учел, и наиболее тяжелые вещи стал класть в корму. Часам к одиннадцати вечера мы доплыли до одноименной озеру деревни. Рыболов Саша Богданов, сидевший на "Таймене" долго ходил по берегу, кажется он спрашивал у местных жителей червей... Катамаранщики устали ждать и, наказав нам ждать "Таймень", уплыли вперед. Когда Сашка вернулся, выяснилось, что катамаранщики уплыли вместе со всеми картами (их было у нас три копии). То, что было разрушенным мостом (и куда нам надо было идти) мы пропустили, не увидев прохода под ним, и час с лишним проплутали по озеру. В конце концов мы догадались вернуться к мосту, увидели проход под ним - и наконец-то вошли в реку.
Верхняя Охта - сильно гадкая река, текущая в низких болотистых берегах. В одном месте основное русло сужается метров до двух, но глубина остается очень малой (скребли днищем байды по дну реки) при этом течение совершенно не заметно (кругом болото). Мы уже начали думать, что заблудились, потому, что вряд ли катамаран прошел это место (потом нам сказали, что здесь один из баллонов несли по берегу), но вроде берега опять приблизились и русло стало более осязаемо.

Первый порог - выход из Муеозера

Тем не менее наших катамаранщиков заметно не было, и на наши крики никто не отзывался. И вот однажды, выйдя на одно из открытых мест, на мой крик "МУ-ХА-НОВ!!!" эхо ответило "ВА-ШУ МАТЬ, ГДЕ ВАС НО-СИТ!!!". Это были наши катамаранщики, Подгребя к берегу, мы первым дело наорали друг на друга ("Где Вас черти носят?!" - "Куда Вы удрали оставив нас без карт?!"), затем перекусили, погрелись у костра и двинулись дальше. Было уже часов семь утра 25 июля, когда мы вошли в Куккумозеро, на берегу которого и устроили стоянку.
Понятное дело, что проснулись мы все только к вечеру. А поскольку место нам понравилось, комаров было относительно мало, а некоторые из барышень плохо себя чуствовали после первого напряженного дня, решено было постоять здесь еще денек. Утром следующего дня часть барышень (!) пошла на рыбалку и даже поймали несколько окуней. Днем же было устроено купание, ибо несмотря на довольно прохладную погоду вода была теплая, а дождя не было...
На следующий день (27 июля) погода испортилась, пошел дождь. Но надо было идти дальше.
Сразу на выходе из Куккумозера есть пара порогов, но если первый я прошел абсолютно чисто, то во втором было два легких касания камней. Каково же было мое удивление, когда после этого в лодке стала быстро прибавляться вода. Мы спешно причалили берегу, который оказался болотистым островком на реке.

Просто цветы
Бочаров-щукарь

Комаров и мошки было немеряно, дождь не прекращался, так что пришлось спешно заклеиваться в таких условиях. Заклеившись, двинулись дальше, и пройдя еще пару порожков, в одном из которых опять слегка коснулись камня, вышли в Муеозеро. Тут снова обнаружилось что лодка наполняется водой. Пять минут упорной гребли - и мы оказались на маленьком островке, на полпути до острова Троица, куда мы собственно говоря и хотели зайти. Островок оказался замечательным, так как он продувался ветром и на нем не было мошкары. К тому же погода сжалилась над нами и выглянуло солнце, стало тепло, мы устроили обед, и даже покупались.
Все три дыры полученные "Свирью" являлись конструктивной недоработкой - они образовывались в месте контакта через шкуру камня и шпангоута (см. Комментарий к ходовым качествам КНБ "Свирь"). Заклеив байдарку, я проложил нескольков слоев пенки между шпангоутами и шкурой (между четырьмя нижними рядами стрингеров) - и больше до самых Муравейных порогов не клеился ни разу.
Некоторое время спустя, мы дошли до острова Троица, где осмотрели церковь, стоящую на ней. Дальше мы хотели дойти до истока Охты (северо-восток), но вместо этого ошибившись в ориентировании - двинулись на юго восток.
Уперевшись в каменисто-болотистый берег, после недолгого препирательства - становиться здесь или возвращаться - решили вернуться, и дошли до мыса напротив Троицы, где и встали. Мыс продувается хорошо, поэтому мошкары на нем было относительно мало.

На подходе к Юляозеру

28 июля. Погода опять испортилась, с неба льет непереставая. Прошли вообще совсем чуть-чуть, опять не здоровилось кому-то. Да и я кажется простыл слегка. Но как только встали - погода улучшилась. Опять была дневка, основным развлечением религиозных товарищей на ней являлось чтение пьес по ролям и пение голосовых песен.
Меня это несколько напрягло, я бы предпочел в картишки поиграть, или попеть под гитару, но кажется у этого братства есть более милые их сердцам занятия... Пришлось развлечь себя вырезанием деревянных столовых приборов.
Уже естественно, что 30 числа погода опять испохабилась. Но нам было необходимо дойти до Юляозера. На этом участке даже на берег выйти сложно - сплошная болотина! Поскольку кат шел существенно медленней байд, а я чуствовал себя не очень-то, приходилось разогревался спиртным и катанием по болотистой и поганой Охте туда и обратно. Потом мне это надоело и я почапал вперед. Часам к пяти мы подошли к озеру, через полчасика подгреб и кат. И похоже, что появляется закономерность: дождь начинается, как только мы садимся в суда, и кончается как только мы собираемся из них вылезать. Здесь была устроена очередная дневка с банькой, что было полезно для пошатнувшегося здоровья экипажа.
С утра 1 августа замерзалово и промокалово опять взяли свое. Но часам к трем они уяснили, что им пора прекращаться, так как мы подходим к озеру Лежево. Байдарочники (то есть мы) причалились к мысу с левого берега устья реки, и довольно быстро увидели, что попали в логово грибов. Вскоре подошли катамаранщики, но грибов хватало на всех. Их вообще в этот год было очень много - год был очень влажным (поэтому и воды в реке, грибов на берегу, как и комаров в воздухе, было много).
Катамаранщики хотели пересечь Лежево под парусом, и вскоре была сооружена мачта, и над катамараном был поднят парус, еще с утра бывший тентом. Поскольку ветер был попутный, то оказалось, что под парусом кат идет гораздо быстрее байдарок, поэтому пришлось нам на время войти в роль рыб-прилипал. Озеро было пройдено очень быстро. На выходе из него нас накрыл ливень. Дальше мы оказались на Торосозере, которое правильнее было бы назвать Болотозеро. Берега его представляли сплошное болото, так что стоять долго на одном месте было невозможно - нога плавно погружалась в мох и заливалась водой. Однако рыба в самом озере, а на его берегах морошка, черника и голубика водились в изобилии.
Пообедав, двигаемся дальше. На выходе из Торосозера нас опять накрывает ливнем - мокрость погоды достала!!!
После нескольких шивер, впереди слышится шум - это шумит первый серьезный порог на маршруте - Пебозерский. Подплываем к нему, спрашиваем у стоящих на берегу что да как, и идем вперед. А порог действительно хороший! Река сузившись до 6-8 метров стремительно несется вниз, периодически отталкиваясь от берега или подводных камней образует отбойные валы, и такое длится довольно долго, и если не знать что в конце порога торчит камень - на него можно запросто попасть. Всеми нами порог был пройден чисто.
Дальше проходим Пебозеро и уже под вечер выходим в Воронье озеро - "Страну духов". На Вороньем озере много небольших каменистых островков, да и сами берега его вполне стоянкопригодны. И практически везде - из пней вырезаны идолы всех сортов и размеров... Мы встали на острове, рядом с островом Добрых Духов. Не успели мы поставить палатки, как к нам подплыла моторка, мужики с которой продали нам пиво и сладкости, предложили заехать к ним в баню. Так что указатель на входе в Воронье озеро не врал - и магазин, и баня есть.
Главной достопримечательностью, несомненно, является Остров Добрых Духов. На нем есть все - избушка на курьих ножках, полный комплект Бабы-Яги (метла и ступа), гроб на цепях (не хрустальный правда, а деревянный), комары гигантских размеров из дерева, удочки на крокодилов, тарзанки для мамонтов... Цепей на острове вообще немерено, и кто их только сюда вез? Впрочем, читатель сего опуса и сам может посмотреть фотографии с этого острова.
На том островке, что мы стояли, было обнаружено некое сооружение, похожее на баню. Однако попользовать его по прямому назначению не получилось - пар из него уходил, а банщики оказались вымазанными в грязи :-(

Юляозеро. Баня!
У входа в озеро Лежево
Сосна болотная. Берега Торосозера
Остров добрых духов
Это я на острове на Вороньем озере.
Вход в ''страну духов'' Идолы ''страны духов'' Кружечка однако!
Удочка на крокодилов Гроб на цепях Указатели: Москва - ... км, Питер - ... км, Брно - ... км, Северный полюс - ... км, мама - ... км...
Тарзанка для мамонтов Древесный комар

Оверкиль

Ойнягайне

На следующий день стартуем дальше. Погода подчиняется установленному закону, то есть льет дождь. После выхода из Вороньего озера начинается порожистый участок реки, продолжающийся до самого впадения в Кемь. Практически сразу за плотиной на выходе из Вороньего озера расположен Олений порог. На нем я кильнулся! Наехав правым бортом на камень в самом начале порога, при попытке сняться с него лодка перевернулась на 180 градусов по часовой стрелке. Дальнейшее прохождение порога совершалось самосплавом. Никаких вещей вроде не потерялось. Перевернув лодку обратно, двинулись дальше - в этот день надо было дойти до Кивиристи. Ведь было уже 2 августа, и Бочаров торопился в Москву, собираясь уйти с Кивиристи.
Пройдя сходу несколько порогов, остановились перекусить и покататься на пороге Ойнягайне. Тут-то и выяснилось, что при оверкиле промок фотоаппарат, лежавший незапакованным в багажном отсеке (я знал, что сложных порогов вроде не будет, и думал, что так будет удобнее фотографировать). Так пропали все кадры, снятые мной :-(.
Двинулись дальше, стараясь тщательно считать пороги до Хемега. Из пройденных порогов запомнился Лоуна - порог достаточно длинный и сложный. В одном месте казалось, что лодку быстро несет бортом на камень, и может просто сломать, но буквально в метре от камня струя подхватила лодку и обнесла препятствие.

Еще через несколько порогов мы подошли к очередному порогу, который начинался поворотом налево градусов на 90. Перед ним на берегу стояли собратья-туристы. Сначала в него вошел кат, а затем и обе байдарки. Успешно пройдя это препятствие, не вылезая из лодок мы поговорили с людьми на берегу:
- А что это был за порог?
- Хемег!
- ???!!! А до Кивиристи далеко?
- Метров 100. Вы его осматривать-то будете?
Когда мы вылезли на берег, нам сказали следующее: "Стоим мы тут на берегу, раз в полчаса кто-нибудь хочет пройти Хемег, долго его осматривают, затем идут... Половина киляется... А тут вечером вылетает кат и сразу за ним две байдарки - и спрашивают "А что это было?""...

Кат на третьей ступени

Байда в третьей ступени

Катамаранщики еще вечером прошли первую ступень Кивиристи, подогнав кат поближе к месту стоянки. Поговорив со стоящими же здесь собратьями по разуму, было решено вторую ступень не проходить. В этот год по причине большой воды она была практически непроходима. При нас ее не проходил никто.
На следующий день, 3 августа, катамаранщики прошли третью ступень. Затем Мухе с Бочаровым (которого удалось отговорить от схода с маршрута) захотелось пройти ее на "Свири". Что и было успешно сделано ими.

Печкопорог

Часа в два дня снялись с Кивиристи и двинулись дальше. Пороги до Печкопорога совершенно не запомнились. Другие группы Печкопорог при нас проходили по левой мелководной протоке (еще раз замечу - в наш год воды было очень много, и левая протока была проходима). Мы же все успешно прошли его по основному сливу.
Перед Муравейными порогами мы перекусили и пособирали очередные полтонны грибов. На последнем пороге я умудрился с разгона заехать на камень-постамент посередине реки. Так была получена последняя дыра в этот поход - опять же в месте касания шпангоута и камня. Ее даже заклеивать не стал - налепил абы как скотч изнутри, проложил пенку поплотнее - и вперед.
К десяти вечера подошли к Тютерин-порогу. Уже становится темно - потому обносим.
Часа через три, стало совсем темно, начал накрапывать дождь. В полной темноте проходим Курна-порог.
Затем, уже часа в три ночи, подходим к Охта-порогу. Там стоит группа архангельцев, у которой есть костер, готовим еду и отогреваемся всеми возможными способами. К тому же оказалось, что мы стартовали одновременно с ними. Муханов в первый раз за весь поход берет в руки гитару!
Светает. Разгружаемся, ставим палатки, переносим кат и "Свирь", грузим на кат "Свирь", ольгины, бочаровские и мои вещи. Муха, Ольга, Бочаров и я садимся на кат и гребем до Подужемской ГЭС. Остальные - спят...

Охтапорог

Часов в полшестого причаливаем, разгружаемся, упаковываемся в рюкзаки, разбираем кат, маненько сушим его, и тоже упаковываем. Я извалял уже сломанный фотоаппарат в грязи - починили его только через год. Муханов на "Свири" отправляется назад, на Охтапорог.
В 7.20 утра 4 августа грузимся в автобус до Кеми.
В 7.55 часов автобус в Кеми. В 8.05 покупаем билеты на поезд, который уже стоит под парами.
В 8.20 - поезд трогается... Домой!!!
А Муха с единоверцами после этого еще прошли Охтапорог пару раз, один раз кильнулись. Затем они съездили на Соловки, посмотрели на тамошние достопримечательности и покатались по озерам.


Резюме по походу:
1. Осталась общая неудовлетворенность. И по поводу прохождения порожистого участка - надо будет еще раз вернуться... И по поводу коллектива... И по поводу погоды... И вообще...
2. "Свирь" - замечательная лодка, но требует доработки. Катамаран - это конечно хорошо, но не интересно.
3. Надо будет на Соловки съездить...
4. Надо быть поосторожней с фотоаппаратами - хранить в чем-нибудь водонепроницаемом...

[Назад в водный туризм]